Рождественский фестиваль
поэзии и музыки

 
» » О конкурсных подборках

О конкурсных подборках

О конкурсных подборках На ежегодный международный фестиваль духовной поэзии и музыки «Звезда Рождества», проходящий в январе в Запорожье, обычно приходит более ста конкурсных подборок. Самое большое число, которое было за все годы этого молодого, только набирающего силы фестиваля, т.е. наш максимум за последний период, – это 150. Число немаленькое, есть что подытожить, что учесть на будущее, чему порадоваться и о чём пожалеть, а значит, есть возможность и для себя представить нынешнее состояние духовной поэзии, особенно в Украине, и, проанализировав, что-то небезынтересное об этом рассказать другим. Хочется вместе с читателями нашего альманаха «Звезда Рождества», где публикуются все достойные произведения фестиваля, а не только произведения лауреатов и дипломантов, порадоваться замечательному творчеству, посвящённому жизни души, которым пополнилась русская и украинская поэзия за последнее время, обратить ваше внимание на авторов и попутно – сделать выводы о состоянии современной поэзии духовного направления.
Однако о достижениях и уровне современной духовной поэзии стоит говорить особо, разбор творчества лучших участников за все годы, безусловно, лучше было бы сделать в отдельной, подробной статье. А пока не начался следующий этап конкурса, который стартует уже во второй половине сентября, важнее сначала уяснить для самих себя, что это за фестиваль, что туда принимается, и учесть ошибки бывших участников.

Почему я считаю самым важным именно это?
Во-первых, потому что те авторы, которые не вошли не только в число победителей, но даже в альманах, возможно, осознают, что, прежде чем подавать конкурсные подборки на международный фестиваль, стоит понять свой уровень, сравнив себя с другими авторами, а для этого поучаствовать хотя бы в каком-нибудь областном фестивале современной поэзии.
Во-вторых, те поэты, которые вошли в альманах, но не были отмечены наградами, учтут на будущее свои слабые места и смогут их исправить.
И самое важное: все, кто хотел бы принять участие в будущих фестивалях, смогут более чётко сориентироваться, произведения на КАКИЕ ТЕМЫ можно направлять и, главное, КАК их нужно ПОСЫЛАТЬ. Ведь не секрет, что многие авторы – по инерции мышления – не туда и не то посылают, а потом получается, что они не попали даже в число участников.

Фестиваль «Звезда Рождества» – духовный фестиваль, организуемый Запорожской епархией Украинской Православной Церкви. Однако это не значит, что произведения, принимающие в нём участие, должны быть только православными. Они могут нести то общее, что есть у православия с другими христианскими конфессиями, а также могут быть связаны с Ветхим Заветом, т.е. Пятикнижием Моисея, а значит, произведения на темы Пятикнижия смогут присылать и авторы, не разделяющие положения Нового Завета.
Более того – наш фестиваль является фестивалем духовной поэзии, но трактует это понятие достаточно широко, поэтому участие могут принимать и подборки, освещающие не собственно веру, но хотя бы духовные вопросы души человеческой, её стремление к самосовершенствованию, самопожертвованию, гармонии и свету, любовь к людям и желание помочь, сделать что-то для них, философское осмысление человека и его места во вселенной, семейных ценностей, материнства, отцовства, гуманности и милосердия, братолюбия и прощения обид, стихи антивоенной направленности, за мир во всём мире и т.д. Всё это присуще и другим мировым религиям, и даже людям не верующим, но гармонически развитым и ориентированным на благо и добро. Как видите, для участия в нашем фестивале не обязательно быть поэтом именно духовного направления – достаточно писать про общечеловеческие гуманные ценности и про семью. Но при этом не стоит включать стихи, демонстрирующие чувство собственного превосходства (в христианстве это называется «духовная гордыня»), агрессивности, разочарованности и чёрного пессимизма, категорического неприятия устройства мира и человеческого общества и возложения всех проблем на Бога. Да, это можно тоже отнести к вопросам души человеческой, но – с отрицательной, разрушающей гармонию направленностью, вот как у этого автора:

Бог на мне могущество показывал,
выбрав как удобную мишень.
И ни разу, целясь, не промазывал.

А Рождество – праздник любви и желания добра ближнему своему, а не презрения, отторжения и, упаси Боже, наказания и мщения! Это праздник большой семьи – человечества, – у которой есть глава – его Отец. Критика же и осуждение жизненных уроков и методов воспитания отца и противопоставление себя ему (в смысле: я лучше знаю, как надо) даже в обычной семье не может считаться признаком высоких моральных качеств и приятного характера. Такой характер общество не любит долго терпеть в своей среде. Не приходится удивляться, когда постоянное упрямство встречает одни и те же жизненные грабли – обстоятельства, а «вешание всех собак» на кого-то (или на Бога) при упорном нежелании брать на себя ответственность за свои поступки, неумение извлекать уроки из своих ошибок вызывает провалы и несчастья в судьбе.
И, разумеется, извращать или критиковать в стихах то, чему учит Церковь, человек хоть и имеет право (свободную волю никто у него не отнимал!), но трудно ожидать, чтобы могло встретить одобрение на фестивалях духовной поэзии, например, такое:

Я святості не бачу в цьому храмі,
Хоч, ніби, є ікони і хрести.

Що за слова до Бога?
Строфами папір міряю...
Що за молитва в чорта?
Я ж в них обох... Не вірую?

Что больше всего удивляет – так это то, что на фестиваль духовной поэзии присылают и произведения антидуховной направленности, высмеивающие или обличающие веру, религию, духовные понятия вообще – произведения, местами содержащие элементы кощунства и сатанизма. И при этом авторы на полном серьёзе надеются на какие-то награды или, по крайней мере, на приглашение участвовать в фестивале и альманахе. Хотела бы я посмотреть на людей, считающих подобные вещи совместимыми! Естественно, что в подобных случаях мнение у жюри было однозначным.
Но это, я думаю, вещь очевидная для подавляющего большинства людей, и мало кто со мной не согласится, что авторы просто ошиблись фестивалем. Фестивалей много, и есть такие, где подобная литература как раз подойдёт по формату. Однако не у нас.

Теперь – о стихах, связанных с актуальной политической проблемой, – войной внутри Украины. Те произведения, в которых было сострадание, гуманизм, молитва за разрешение проблем мирным путём, без насилия, естественно, принимали участие в конкурсе. Но было странно видеть, как обижаются те, пусть даже сильные поэты и певцы, кто на конкурс подал произведения в защиту одной из воюющих сторон и с непримиримой ненавистью к другой стороне, из-за чего их не допустили к участию в фестивале. Если авторы – люди духовные, воцерковлённые, они должны были заранее знать и понимать, что Бог для всех жителей Земли один, Ему дороги все, а не какая-то отдельная группа людей, считающая себя пупом Земли и оттого якобы наделённая правом не соблюдать самую главную заповедь – «Не убий».
Если у вас есть патриотические, как вы считаете, стихи (или песни), посылайте их, пожалуйста, на обычные областные и всеукраинские фестивали, но не на фестиваль духовной, гуманистической направленности, где не считается патриотизмом нескрываемая ненависть к определённой группе населения. Давайте не будем навязывать своё мирское, не христианское понимание данной проблемы верующим и Церкви.

Обязательно стоит осветить вопрос и о слабых подборках – в смысле, настолько слабых, что нет ни одного стихотворения, в котором не надо было бы что-то править. Фамилии я, естественно, не называю, рекламировать нужно только то, что стоит перенять, а не то, как не стоит писать.
Беды у всех таких подборок общие:
1. Голая декларативность. Идёт обычный пересказ церковных догматов или Библии, сплошные общие места. Нет ни одной собственной оригинальной мысли, никакой образности, даже самых обычных сравнений – и то не найдёшь, не говоря уже о метафорах; зато общепринятых, готовых штампов, затасканных, лоснящихся от многократного использования другими авторами, – пруд пруди. Если в стихотворении абсолютно всё поддаётся пересказу и оно при этом ничего не теряет, ни одной чёрточки и изюминки, значит, это изначально было не стихотворением, а попыткой выдать за него зарифмованную прозу. Это уже не поэзия, а публицистика, журналистика или вообще какой-то свободный жанр, к поэзии не имеющий отношения по определению, поскольку в ней дело не в рифмах (в конце концов, стихи в прозе, как у Тургенева, – это тоже поэзия), а в мышлении образами.
2. Отсутствие технических навыков, т.е. полное незнание простейших законов поэзии, самых её основ, без соблюдения которых сочинение стихов остаётся любительством, аматорством и претендовать на награды на конкурсах не может. Всем, кто интересуется этим вопросом, могу посоветовать статьи:
1) «Несколько замечаний о законах мастерства» (http://stihi.pro/110-neskolko-zamechanij-o-zakonax-masterstva.html),
2) «Маленький поэтический ликбез» (http://stihi.pro/100-malenkij-poyeticheskij-likbez.html),
3) «Поэт и поэзия» (http://stihi.pro/138-poeticheskiy-urok.html).
3. Полное незнание церковной жизни и при этом попытки кстати и некстати употреблять слова, связанные с верой и религией. Понятное дело, это получается неестественно, нелепо, не к месту, зачастую даже смешно, потому что человек пишет понаслышке. Не стоит самоуверенно употреблять в стихах слова, точного значения которого вы не знаете, – можно попасть «в очень большой просак».
4. Безграмотность – употребление рядом с существительными не тех глаголов (в устойчивом словосочетании, которое в принципе не может быть изменено), употребление слов не в тех падежах, не с теми предлогами, несогласование прилагательного с существительным, а последнего с глаголом в роде, числе или падеже.

И вдыхая с наслажденьем,
сквозь огромных серых туч –
жизнь наступит и прозренье.

(Правильно было бы «сквозь огромные серые тучи», т.е. винительный падеж, а не родительный.) А также неумение излагать логично и по порядку, вклинивание между двумя неразрывными строчками таких строк, где речь идёт о другом предмете, непроизвольные скачки мысли:

Мне бы только ясных дней,
пусть день вчерашний не вернется,
идти навстречу им смелей.

В 3-й строке «им» означает «ясные дни», но между «днями» и местоимением вставлена строка о вчерашнем дне, о котором, конечно, стоило сказать не «им», а «ему». В любом случае, поскольку «идти смелей» стоит сразу после «вчерашнего дня», к нему оно и относится, и получается «идти смелей навстречу вчерашнему дню». Не правда ли, это совсем не то, что хотел (но не смог) сказать автор?
Подобные примеры косноязычного построения предложений очень часты и распространены у многих, кто присылает конкурсные подборки.

Увы, но присланный материал, где есть проблемы с конструкциями фраз или с соблюдением грамматики языка (в литературе подобная безграмотность называется термином «стилистические ошибки»), не может претендовать не то что на призовые места, но и на опубликование в альманахе. А благожалательствовать, попустительствовать грубым стилистическим нарушениям в поэзии в стремлении поощрить человека всегда считалось в литературе медвежьей услугой, которая развращает и поэзию, и самого поощряемого. Быть добрым, когда ты не чувствуешь своей ответственности за порученное тебе дело (в данном случае, за качество литературы, которую читают и на которой учатся сотни или тысячи других людей) – легко. Но случается и так, что судят и принимают решения не «добрые люди», а люди с развитым чувством ответственности. И в таких случаях не стоит приписывать им немилосердие и отсутствие жалости, как вы не приписываете это экзаменаторам на экзаменах или контролёрам ОТК на производстве. Поощрять – да, это важно. Но не за счёт поэзии, которая сама по себе беззащитна и не способна протестовать против уравниловки и понижения стандартов, т.е. образцов. В конце концов, всё это потом отражается на владении людей своим языком, а значит, и на развитии этого языка. Но вы же не будете желать своему языку деградации?

Стоит затронуть и вопрос о жюри. Может быть, у кого-то возникали сомнения насчёт правильности судейства. Конечно, трудно гарантировать, чтобы несколько членов жюри с различающимися представлениями о том, что считать настоящей поэзией и что такое поэзия духовная, со своими идеалами и предпочтениями в литературе, сами пишущие в русле разных литературных школ и течений, могли однозначно по всем авторам принять абсолютно правильное решение простым большинством голосов. Но согласитесь, что если у человека нет хотя бы одного произведения, которое можно было бы просто включить в альманах, это должно стать для него тревожным звоночком. Ведь это означает, что по поводу данного автора у всех членов жюри сложилось одно мнение, что никак не могло быть случайным совпадением.

И последнее. Не забывайте, что, начиная с осени 2015 года, фестиваль «Звезда Рождества» имеет свой сайт, с таким же названием, где и проводится конкурс, вывешиваются объявления для участников, помещаются их подборки и итоги. Там же, на сайте, прямо под конкурсными подборками, идёт их обсуждение членами жюри и голосование. Никаких закулисных игр, никакого подыгрывания «своим». Именно поэтому, а не по какой-либо другой причине, произведения принимаются ТОЛЬКО на сайте, без почтовой пересылки, без передачи через чужие руки (даже через руки священников!), чтобы обсуждение могло проводиться открыто, «на публике». Если вы не в ладах с компьютером, – не страшно, это не сможет стать для вас препятствием. Просто попросите друзей или родственников вместо вас зарегистрироваться на сайте (только под вашим именем) и поместить там вашу конкурсную подборку. При этом вы сможете с их помощью следить за прохождением конкурса и фестиваля, видеть обсуждение и оценивание своей подборки, продиктовать им свои ответы на вопросы членов жюри, сможете через них написать комментарий или письмо членам жюри (если в этом возникнет необходимость), а также внести изменения в свои стихи прямо на сайте. Ваших знакомых (соседей, племянников, внуков и т.д.) это не обременит. А вот поручать то же самое делать членам жюри, да ещё без регистрации на сайте, – этого предпринимать не стоит. Жюри должно быть отделено от авторов, оставаться не заинтересованным лично ни в ком, не вникать в ваши жизненные обстоятельства, не помогать одним в ущерб вниманию, которое оно могло бы проявить к другим.

В преддверии старта нового, очередного конкурсного этапа фестиваля прошу всех – и будущих участников, и жюри, и организаторов – обдумать высказанные здесь положения и подойти к конкурсу духовной направленности более сознательно. Такой фестиваль – не времяпровождение от нечего делать, не поиски новых впечатлений и не средство повысить свой рейтинг в кругу близких знакомых или в общине своего прихода. Это служение Богу через поэзию и служение поэзии и людям через творческое горение, и, как всякое служение, оно не может быть легковесным, без отдачи всего себя.

Председатель жюри фестиваля

P.S. Не забудьте перечитать статью "О сайте", где появились изменения и дополнения, чтобы быть в курсе всех правил участия в конкурсе.

 

Автор: Светлана Скорик


Рекомендуйте хорошее произведение друзьям и следите за новостями в соц. сетях

опубликовано: 13-08-2016, 23:10

Комментарии:

 
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Оставьте комментарий:
Подтвердите, что вы человек: *

   
     
Цитата
  • Группа: Почетные гости
  • комментирует:
  • Пользователь offline
^
Светлана Ивановна. Ваша статья, написанная в преддверии нового этапа конкурса "Звезда Рождества", очень необходима и своевременна. Хочется, чтобы все авторы, желающие участвовать в конкурсе, вдумчиво её прочли. Посылая подборку стихотворений, нужно учитывать, что "Звезда Рождества" - это, прежде всего, фестиваль духовной поэзии. Понятие духовности очень обширно и многообразно, и об этом в статье написано очень доходчиво. Давайте же серьёзно и ответственно подойдём к выбору собственных произведений, которые должны нести свет, любовь, мир, добро, милосердие.
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Цитата
  • Группа: Жюри
  • комментирует:
  • Пользователь offline
^
Спасибо за понимание, Татьяна Васильевна. Надеюсь, Вы посоветуете ознакомиться со статьёй и членам "Поиска". Хотелось бы их активного участия, но с учётом здесь высказанного.
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Цитата
  • Группа: Почетные гости
  • комментирует:
  • Пользователь offline
^
Светлана Ивановна. В "Поиске" обязательно будем говорить и о состоявшемся фестивале "В стенах серебряного века" (альманах выпустили к началу конкурса), и об очередном конкурсном этапе фестиваля "Звезда Рождества". Число участников с каждым годом растёт; хочется, чтобы рос и уровень мастерства. Нужно, чтобы авторы соблюдали правила конкурсной программы; чтобы произведения соответствовали теме фестиваля, не повторялись (и такое бывает). Желаю будущим участникам вдохновения, новизны, света, тепла, добра.
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Цитата
  • Группа: Авторы
  • комментирует:
  • Пользователь offline
^
Здравствуйте, Светлана Ивановна! Благодарю Вас за эту статью! За помощь в осознании важности значения фестиваля и его ценности, как способ духовного возрождения людей в наше непростое время. Благодарю за подсказки и указание на ошибки (действительно, не каждый может их увидеть без доброй помощи), это даёт возможность ещё раз тщательно отобрать материал для публикаций. Желаю Вам, членам жюри и всем участникам фестиваля добра, мира и Божией помощи! С нетерпением жду начала конкурса! С уважением, Руслан!
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Цитата
  • Группа: Гости
  • комментирует:
^
Прекрасная и своевременная статья. Согласен со всем написанным. Спаси Господи!
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Цитата
  • Группа: Авторы
  • комментирует:
  • Пользователь offline
^
Здравствуйте, Светлана Ивановна! От всей души благодарю Вас за статью! Она своевременна, поучительна и необходима, думаю, для каждого участника. Постараюсь в ближайшее время довести ее до всех наших поэтов, желающих поучаствовать в конкурсе «Звезда Рождества». Хочу добавить, что полностью поддерживаю предложения, высказанные в предыдущих комментариях. Спасибо большое! Храни Вас, Господи! (Светлана Шемякина)
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
 

Литературно-музыкальный фестиваль Звезда Рождества Запорожско-Мелитопольская епархия